В этом видео отвечаем на тысячи ваших вопросов — как же выбрать сабвуфер? Дмитрий Приколота рассказывает о том, как подобрать сабвуферный динамик под ту или иную задачу, что такое параметры Тиля-Смолла и для чего они нужны. Смотрите видео здесь, комментируйте!
Если видео было вам полезно, делитесь им с друзьями!
А ниже вы можете прочитать текстовую версию данного видео-ролика, если по каким-то причинами не можете увидеть видео-запись.
Как выбрать сабвуфер по параметрам Тиля-Смолла?
Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота, Школа Автозвука. Очень часто задаётся вопрос: «Как же подобрать сабвуфер под ту или иную задачу?». И что такое его параметры и параметры Тиля-Смолла? И поэтому в сегодняшнем видео мы говорим именно о том, как выбрать себе сабвуфер по параметрам.
Итак, все сабвуферы можно условно разделить на три группы. Первая группа, это сабвуферы, предназначенные для проигрывания музыки — естественного музыкального материала или какой-нибудь электронной музыки. Следующий тип сабвуферов, это динамики, называемые «насосами». Она предназначены для работы исключительно на низких частотах, с музыкальным материалом, где присутствует наложенный «синус», не в зависимости от того, какой частоты.
Ну и третий тип — динамики, предназначенные исключительно для спорта, музыку на них слушать не очень комфортно, но зато на них можно получить очень хорошие результаты в плане звукового давления ну и, конечно, взять какие-то места на этапах соревнований, в том числе на общероссийских соревнованиях.
Итак, главный и первый вопрос, который возникает у любого автозвуковика и любого человека, желающего установить себе музыку, это: «Какой же взять сабвуфер по размеру?». «Восьмёрку», «десятку», «двенашку» или «пятнашку»? А может вообще лучше замахнуться на 18-дюймовый динамик? Некоторых это иногда вводит в ступор. И они испытывают достаточно продолжительные муки, связанные с выбором размера динамика.
Давайте определимся, что для музыки, в которой нет наложенных синусов, нет спортивных задач для вашего сабвуферного звена, мы используем (это моя личная рекомендация): две или более восьмидюймовых динамических головки, одну или две «десяточки», одну или две «двенашки». Всё остальное будет «перебором», с моей точки зрения, либо же будет «тормознуто» играть.
Для заниженных треков мы вибираем две «двенашки», одну, либо две «пятнашки». Ну и для спорта главным критерием выбора динамиков и их количества, являются правила соревнований, определённые автозвуковой федерацией. Когда вы собираетесь выступать, вам нужно открыть правила, посмотреть, какие вообще существуют федерации, посмотреть, какой класс вам подходит, на что у вас хватает денег и что в каждом классе разрешено использовать.
Когда мы определились с калибром сабвуферного динамика, неважно, какой он будет, мы открываем параметры динамика и видим очень много данных. Или не очень много. Возможно, мы вообще ничего можем не найти. Поэтому типичные представители акустики для домашнего использования у себя в «даташите» имеет полный набор информации о динамике. Тут есть и параметры Тиля-Смолла, и электрические параметры, и размеры, мощность, указанная при разных ситуациях.
Но в большинстве случаев, производители автодинамиков ограничиваются небольшим количеством таких данных, минимумом, необходимым, чтобы понять, для чего этот динамик был создан и как с ним в дальнейшем работать.
Тремя китами любого динамика, который мы хотим использовать, как сабвуфер, являются параметры Тиля-Смолла. Что такое вообще эти параметры? Это набор электроакустических параметров, которые определяют поведение динамика в области низких частот. Основные из них три: резонансная частота (Fs), эквивалентный объём (Vas), полная добротность (Qts).
Резонансная частота (Fs), это частота, на которой динамик входит в состояние резонанса, без какого-либо оформления, то есть, в свободном пространстве. Эквивалентный объём динамика (Vas) — равен объёму воздуха с той же жёсткостью, что и у самого подвеса динамика. И параметр полной добротности (Vas) косвенно указывает на мощность «мотора» самого динамика.
Итак, давайте рассмотрим другие параметры, которые указываются в даташите на сабвуферный динамик.
Xmax, это максимальное смещение диффузора в одну сторону, при котором сохраняется линейность хода. Mms — масса подвижной системы. Sd — эффективная площадь диффузора. Bl — коэффициент электромеханической связи. И параметр sensitivity (spl), это показатель чувствительности динамика, измеряемый в децибелах или децибелах на метр, в зависимости от того, как были произведены измерения.
Что касается этих параметров, из них можно выделить: Sd, Bl и чувствительность. Нам необходимо, что эти три параметра были как можно больше. По остальным параметрам мы сейчас пройдёмся.
Итак, если мы собрались строить систему, у которой есть уклон на качество, то есть мы хотим послушать музыку без всяких искусственных наложенных синусов, абсолютно разножанровую (рок, инструментал, вокал, дабстеп и всё вместе взятое), в данном случае моя личная рекомендация по параметрам Тиля-Смолла такая:
Fs — должна лежать в пределах от 21 до 35 Гц, Vas — от 30 до 50 л, Qts — от 0,42 до 0,69, Хmax — до 12 мм, Mms — до 150 г. Эти параметры будут определять звучание динамика, как достаточно быстрое и, в то же время, достаточно глубокое.
При использовании сабвуферного звена для воспроизведения достаточно низких треков, то есть там, где у нас присутствуют наложенные синусы, с частотами ниже 40 Гц, берём следующие параметры динамиков: Fs — от 21 до 32 Гц, Vas — от 20 до 40 л, Qts — от 0,2 до 0,49, Xmax — от 12 мм, Mms — от 200 г. Такие параметры будут показывать вам, что данных динамик является длинноходным, достаточно посмотреть на Xmax от 12 мм, с большой глубиной баса и «тяжёлым» звуком — параметр Mms от 200 г.
Сделаю отступление, эти параметры заявлены для самого распространённого калибра динамиков — для 12-ти дюймовых. Естественно, в зависимости от калибра динамиков, они будут «плясать» в ту или иную сторону. Но в этом нет ничего страшного. Поняв, какая зависимость параметров и музыкального материала, на примере 12-ти дюймовой головки, вы с лёгкостью сможете себе подобрать 8, 10, 15 и 18-дюймовый сабвуфер.
Если же мы ставим перед собой задачу — выехать на соревнования, то для динамиков, предназначенных для спорта, моя рекомендация по параметрам следующая: Fs — от 35 до 60 Гц, Vas — от 20 до 35 л, Qts — от 0,1 до 0,4, Xmax может быть абсолютно любым, а Mms нужно брать от 100 до 200 г. Опять же, напомню, что это параметры для 12-ти дюймового сабвуфера.
Но прежде чем купить динамик и поставить его в какое-либо оформление, под какую-либо задачу, нужно отобрать несколько моделей, нескольких производителей, в той ценовой категории, которую вы можете себе позволить и произвести их моделирование в программе JBL SpeakerShop.
Хорошим графиком, показывающим, что это действительно будет хорошо звучать, должен быть ровненький горб, если мы говорим о фазоинверторе, как самом распространённом типе корпуса. Если мы видим что-то странное, растянутое, двухгорбое, то мы делаем вывод, что этот динамик не подходит, в данном оформлении он играть не будет. И надо обратить внимание в сторону другого акустического оформления для динамика. Как правило, это закрытый ящик.
И под конец хочу вам напомнить одну важную вещь — широкий подвес на динамике не обязательно предполагает большой ход диффузора. На предназначение динамика вам может также указать приставка в конце название модели — SQ либо SPL. Если SQ, значит завод-производитель позиционирует свой продукт в системах на качество звучания и, соответственно, приставка SPL означает, что динамик позиционируется для применения в спортивных системах.
Ну и в дополнение хотелось бы сказать несколько вещей. Во-первых, параметры, которые я назвал, это моё личное мнение. И границы, которые были указаны в видео, не являются достаточно жёсткими. Есть динамики, которые выбиваются из колеи этих рекомендованных параметров. Тем не менее, они подходят и звучат великолепно.
И вторая очень важная вещь — если вы решили выступать на соревнованиях и не можете определиться, какой же выбрать динамик (после того, как вы посмотрели разные динамики по параметрам, и все они подходят), моя вам рекомендация — посмотрите на успешные системы: на каких компонентах и как они собраны. И только тогда смотрите в сторону того, либо другого динамика.
И запомните ещё одну важную вещь — результат «боевой» системы, в первую очередь, зависит от вас! Влияние железа на результат, в данном случае, является второстепенным.
Ну а на сегодня всё, друзья мои! С вами был Дмитрий Приколота, Школа Автозвука. Рассказывайте об это видео друзьям, сами внедряйте полученную информацию. Стройте классные звучащие, либо же «валящие», показывающие максимальные результаты аудиосистемы. Развивайте автозвук в России! Всем пока!
НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!
Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!
Оставьте ваш комментарий
comment closed