Один из часто задаваемых вопросов, это: «На какую частоту настроить сабвуфер?». Действительно, не все знают, как правильно настраивать порт (например, припроектировании и расчёте короба в ФИ оформлении). В результате получают сабвуфер, который плохо играет определённые жанры музыки. Как определить настойку короба, который подойдёт именно вам? Смотрите об этом в видео:
Если вам понравилось это видео, ставьте лайки и делитесь им с друзьями! Пишите комментарии — на какую частоту у вас настроен сабвуфер?
Ниже вы можете ознакомиться с текстовой версией данного видео.
Как работать с программой SpectraLab
Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука. И в сегодняшнем видео я вам расскажу, как работать с программой SpectraLab: как мы проводим анализ музыкального материала, то есть, анализ трека. То, о чём я всегда говорил — мы начинаем проектирование аудиосистемы в целом, и сабвуферного звена в частности, с анализа музыкального материала. И сегодня вы увидите, как это делается непосредственно на живом музыкальном материале. Поехали!
Итак, вы видите, что программа SpectraLab уже запущена на втором компьютере. На данный момент здесь тишина. Как видите, у меня выделен диапазон до 100 Гц, больше не нужно. Давайте я вам покажу настройки. Device выбран стандартный, это микшер от Realtek.
Заходим в настройки: Sempling Rate — 44100 Гц, FFT size — нужно уменьшить хотя бы до 8192, иначе будут притормаживания. Все остальные параметры мы не трогаем.
Итак, как собственно происходит анализ? Программа настроена, всё готово, достаточно только запустить абсолютно любой плеер на вашем компьютере или ноутбуке. Неважно, что это — старый WinAmp, ещё что-то, какой-то любой плеер. Либо же вы можете выборочно включать трек из любого браузера.
В данном случае я вам покажу, как это всё очень просто делается, на примере моей музыки «вконтакте». Запускаем музыку и смотрим, что же будет происходить с треком, то есть, что в нём записано изначально.
Итак, это рок-музыка. Смотрим в SpectraLab. Обращаю ваше внимание, что основные пики находятся в мидбасовом диапазоне — 60 Гц и выше. Появляются пики в районе 40-45 Гц, а дальше идёт плавный спад, потому что возникают частоты в области и 30 Гц. Давайте попробую сейчас сменить FFT на более высокое значение… Нет, происходит затормаживание… Возвращаем обратно.
Обязательно параллельно слушаем музыку — что играет и как играет. Можно делать это в наушниках, можно на хорошей домашней акустике. Так как у нас такая форма АЧХ, то фазоинверторное оформление нам просто не подойдёт. Лучше всего выбрать два варианта акустического оформления. С такой АЧХ может справиться достаточно высоко настроенный ЧВ-короб и закрытый ящик.
Что конкретно в итоге выбрать — решать только вам. Если вам важно место в багажнике, выбирайте закрытый ящик. Это классическое решение. Если у вас достаточно много места в багажнике, тогда — ЧВ. Я рекомендую ставить на сужение, так как у него скорость достаточно высока. То есть, скорость отклика сабвуферного звена на поданный сигнал.
Давайте же посмотрим, когда у нас треки не «роковые», а что-то другое. Запускаем… Полностью его слушать вовсе не обязательно, можно пролистать и посмотреть. Как видим, пик на 42, 50, 60 Гц, появляются плавные спады к 30 Гц. Вот, 38 было. Можно также сделать такой «ход конём». Заходим в «утилиты» и находим пункт «peak frequency», то есть — пиковая частота.
Обращаю ваше внимание — появляется диапазон 90-100 Гц. Это диапазон работы мидбасового звена. Поэтому без хорошего мидбаса забудьте, что у вас будет хороший бас, чисто от сабвуфера. Ну и, как видите, в данном случае очень хорошо подойдёт настройка в 40 Гц. Почему? Потому что выше 60 Гц у нас будет срез, а всё что выше 60 Гц должен будет подхватить мидбас.
Давайте посмотрим другой трек. Это трэп. Пролистаем немного. Как видим, на трэпе возникают пики 38-50 Гц. Иногда отскок идёт на более низкие частоты. Это всё зависит от конкретного музыкального материала. Также наложенный синус очень хорошо видно, когда стоит горб на одной частоте, непосредственно в АЧХ.
Это, на самом деле, хорошо видит датчик на соревнованиях. Поэтому при выборе трека будьте крайне аккуратны, проведите анализ, чтобы не было этого постоянного скачка, а всё остальное при этом фактически исчезает.
Опять же, музыка в стиле трэп достаточно много требует от акустики, так как диапазон довольно насыщенный, практически от 30 Гц и выше, почти в ровную полку, в диапазон мидбаса. Поэтому в данном случае можно взять сабвуфер с настройкой на 40 Гц, либо ЧВ, либо ФИ. И подкрепить его очень хорошим добротным мидбасом.
То, что снизу, добавит мягкости звучания. Настраивать ниже не имеет смысла, так как основные пики находятся в районе 40-50 Гц и с выплесками в области 60 Гц. То есть, вы будете слышать мягкий басовый удар.
Давайте посмотрим ещё. В данном случае это, по-моему, рэп. Как бы то ни был странно, — 55 Гц. Даже 53. И обратите внимание, есть выплески свыше 100 Гц. Это опять работа мидбаса. Видите, есть уход в 60 Гц, то есть, это достаточно высокие частоты, несмотря на то, что слушая музыку из колонок, кажется, будто звук ниже. Потому что на слух тяжело определить, какая в данный момент играет частота.
Вот этот плавный спад добавляет мягкости и глубины баса. Несмотря на то, что до 45-50 Гц было снижение. В данном случае я бы настроил короб на 45 Гц, чтобы появилась лёгкая мягкость. Почему? Потому на 50 Гц, как правило, находится резонанс салона, который очень сильно помогает в этом деле. Ну, как видите, дошло до 35 Гц. Такой трек.
И вот ещё один давайте глянем. Как видите, опять — 40, 50 60 Гц. Но мидбасовый диапазон существует всегда.
Итак, подведём итог. Анализируя треки, можно точно понять, какая настройка для сабвуфера нам нужна, что у нас происходит в музыкальном материале. И, как вы уже заметили, то правило, что «без мидбаса нету баса», актуально. Было, есть и будет всегда!
Треки, в которых искусственно вырезается диапазон ниже 120 Гц, «заточенные под громкие фронты», иногда попадаются, но крайне редко. Во всех треках существует мидбасовый диапазон. Хоть это рэп, хоть трэп, хоть рок. Даже если вы включите шансон, так он тоже будет. За исключением того, что самый нижний бас, за который отвечает сабвуфер, будет разный. Но мидбас должен быть в системе всегда.
Используя программу СпектраЛаб, мы можем посмотреть и принять решение — какое же нам необходимо подобрать акустическое оформление, чтобы сабвуферное звено точно отвечало нашему музыкальному материалу. И на какие частоты всё-таки необходимо будет настроить наш короб. Неважно, ФИ это или ЧВ.
Вся эта операция занимает порядка 10-15 минут, в зависимости от того, сколько вы треков прослушаете. Моя личная рекомендация — чем больше, тем лучше. Минимум 10, лучше 20-30 любимых треков. Именно любимых, которые вы слушаете, от который кайфуете. И под которые будет заточена вся ваша аудиосистема.
А на сегодня всё, друзья мои! Берите программу, пользуйтесь ею. Она есть в интернете. Я не буду рассказывать, как её устанавливать и всё остальное, это уже, пожалуйста, сами. Но, тем не менее, программа очень полезная и позволяет получить достаточно хорошие результаты.
Если вам понравилось это видео, ставьте «лайки», делитесь им с друзьями, что и они узнали, как анализировать треки с помощью SpectraLab. Если же вы знаете другие программы для анализа музыкальных треков, именно онлайн, напишите в комментариях, я с удовольствием посмотрю функционал. Возможно, перейду со СпектраЛаба на какую-то другую программу, которую вы посоветуете, если она будет более удобной, чем SpectraLab.
С вами был Дмитрий Приколота и Школа Автозвука! Всем пока!
НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!
Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!
Оставьте ваш комментарий
comment closed