Много ходит мифов и ложных суждений относительно SQ, относительно его громкости и относительно его качества да и в целом относительно звука вообще. В эпоху масштабной популяризации громких направлений автозвука, для широкой общественности такое направление, как качественный автозвук остаётся в тени.
Порой бывает так, что человек, только начинающий знакомство с автозвуком, ещё не разбирающийся в основах, где-нибудь на форуме задаёт вопрос, что ему поставить, так ему часто сразу советуют ставить эстраду, независимо от того, что он хочет сам. Такого новичка сразу подкупает словосочетание «профессиональный звук», как часто называют эстраду. Редко когда кто-то успевает узнать о SQ прежде чем поставит себе очередную «эстраду».
Сегодня я хочу пролить свет на автомобильный качественный звук, чтобы у новичков появилась пища для размышлений. Быть может, это убережёт кого-то от неверного выбора. Я ни в коем случае не хочу сказать, что эстрада – это неверный выбор. Каждый сам решает, что он хочет, но важно всё же понимать, что выбираешь, поэтому и предлагаю разобраться с «тёмной» для некоторых стороной автозвука.
Начнём с самого звука, какой же он в Sound Quality?
Сравнить такой звук можно, например, с живым звучанием оркестра, с джаз или рок-концертом. Тот звук, за который люди платят немалые деньги, посещая концертные залы, можно получить у себя в машине!
Кстати, речь не обязательно должна идти о живой музыке (рок, джаз, этника), хорошо звучащая электронная музыка тоже приятней, чем плохо звучащая, не правда ли?
Если быть до конца откровенным, то истинно-натуральный звук уже давно не считается лучшим. Многолетний опыт звукорежиссёров пришёл к тому, что в хороших аудиозаписях звук даже красивее и выразительнее, чем звук живых инструментов.
Чтобы было понятно, как такое может быть, приведу пример, как звукорежиссёры создают аудиозапись рояля. Для этого используется три пары микрофонов. Главная пара ставится на расстоянии трёх-четырёх метров от рояля, при чём на высоте пары метров, именно там звучание наиболее сочное и выразительное.
Один из вариантов расположения микрофонов
Но в ней не хватает мелких звуков, так называемой микродинамики. Чтобы они были, используется ещё ближняя пара микрофонов, расположенных на расстоянии метра от инструмента. Звук там не такой плотный, зато очень насыщенный тонкими гармониками. А что же объём? А для этого используется ещё дальняя пара микрофонов, их располагают за 10-15 метров, сочности главной пары там нет, артикуляции ближней пары тоже, зато есть объём, чувство концертного зала. Затем профессионал сводит все три пары каналов, взяв от каждого лучшее.
В итоге мы имеем сочный, подробный и объёмный звук. Такой, какого не услышит посетитель концерта, но который будет красивее и богаче.
И это был только один инструмент. Если инструментов много, каждый обрабатывается отдельно, затем сводится вместе. В результате мы получаем такое звучание, которое недоступно и VIP-зрителю в филармонии! Безусловно, живое звучание остаётся живым и его нельзя упрекать, но хорошая запись – тоже прекрасна и в чём-то даже превосходит «оригинал». Можно было бы сравнить, что живое выступление – это театр, а запись – это кино. И в том и в другом есть прелесть. Театр подкупает скорее самой обстановкой, ритуалом что ли. Но мало кто поспорит с тем, что хороший современный фильм более выразителен и зрелищен.
Несведущие люди, любящие посмеяться над аудиофилами, часто упоминают старую байку. При слепом прослушивании акустической системы, где колонки расположены за ширмой и эксперты оценивают звучание не глядя, однажды произошло следующее. После очередного прослушивания, эксперты стали ругать звучание за недостаточное качество воспроизведения. И каково же было их удивление, когда распахнулась ширма, а за ней был живой струнный квартет!
Байка смешная конечно и, казалось бы, выставляет аудиофилов как профанов. Но, надеюсь, теперь, когда я рассказал об особенностях создания аудиозаписи, многим ясна истинная причина. На самом деле был просто лишний раз подтверждён факт, что хоть запись и не в точности совпадает с живым выступлением, но в действительности даже превосходит его в качестве!
Вся проблема остаётся только в том, чтобы реализовать через свою аудиосистему всё то, что было вложено в хорошую запись и это дорогого стоит как по вложению сил, так и по полученному результату в виде удовольствия. Долгое время местом, где любители хорошего звучания строили свои аудиосистемы, был дом с специально оборудованным помещением.
Признаться по-честному, в автомобиле вряд ли когда-то удастся достичь такого высокого качества, как в таком специально построенном, подготовленном и оборудованном помещении. Но у автозвука по сравнению с домашним звуком много плюсов:
- Домашний звук в лучшем его виде доступен очень немногим по финансовым причинам.
Нужно отдельное помещение с хорошей шумоизоляцией. Мало того, что в помещении должно быть тихо, так ещё и соседям по многоквартирному дому не должно мешать звучание. И слушать музыку на такой громкости, на которой звучит рок-концерт или большой симфонический оркестр обычному жителю многоэтажки вряд ли дадут соседи. Выходит, развернуться в полную силу можно только тем, кто имеет собственный дом, а таких немного, особенно в городах. В машине же, колеся по дороге, тем более по трассе, мы никому не мешаем и можем наваливать сколько душа просит.
Разумеется, во дворах я бы не рекомендовал таким заниматься. Кроме того, не стоит забывать, что в SQ громкость хоть и не маленькая, но до суровых SPL-щиков всё же далеко.
- Чем мы занимаемся дома?
Ну вот пришли, и начинаются заботы, семья от тебя чего-то ждёт, времени побыть одному и насладиться звучанием музыки совершенно не остаётся. Опросы владельцев крутейших домашних аудиосистем показали, что слушают они их от силы пару часов в неделю!
А чем мы занимаемся в дороге? Да особо-то ничем. Плывём по трассе, либо тошним в городских пробках. И тут как нельзя кстати хорошая музыка! И перед работой можно зарядиться хорошим настроением, и после работы успокоить нервы и в самой противной пробке тебя ничего не бесит и никто тебе не мешает. А если работа связана с разъездами то и вовсе весь рабочий день можно превратить в сплошное удовольствие!
Автозвук – ежедневное удовольствие, получаемое, как правило, наедине с собой, в то время когда домашний звук, каким бы он ни был крутым, требует изыскания времени и возможности им насладиться.
- Опыт любителя автозвука несоизмеримо больше любителя домашнего звука.
Домашних аудиофилов мало и причины тому описаны выше. Большинство домашних аудиофилов кроме своей системы слышали ещё две-три у друзей и то если это в большом городе. А нередко бывает и так, что и вовсе кроме своей системы не с чем сравнить. Всё общение любителей домашки сводится к интернету, а на словах описать звук трудно, когда сравнивать не с чем.
И тут начинаются самые бредовые вещи. И подставки под провода из чёрного африканского дерева, без которых «не звучит» и подставки под усилители из шкуры с задницы дракона, а подставки под колонки из его зубов. Одним словом, в информационном голоде домашние аудиофилы заходят порой очень далеко от здравого смысла и мне их даже жаль.
Что касается любителей автозвука, то они встречаются, съезжаются на соревнования, слушают друг друга. За каждый выезд можно послушать до десятка чужих систем, за сезон это десятки, а за несколько сезонов – сотни! И это бесценный опыт, ведущий к успеху и уберегающий от откровенно бредовых решений, за которые нередко высмеивают некоторых домашних аудиофилов.
- Если со временем всё же созреваешь до домашнего звука, то с опытом в автозвуке, можно добиться действительно хороших и быстрых результатов, не наступая на те грабли, с которыми сталкиваются те, кто автозвуком не занимались.
Более того, это поможет сэкономить немалые денежки! В среднестатистической домашней паре колонок за пять тысяч долларов нередко цена самих динамиков не превышает пятисот долларов! И если уже умеешь рассчитывать и изготавливать корпуса, можно уберечься от излишних трат.
Продолжение следует…
Евгений Афанасьев.
НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!
Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!
Оставьте ваш комментарий
comment closed