You are here: Home // Статьи и видео // Как соединить два аккумулятора через реле

Как соединить два аккумулятора через реле

В этом видео Евгений Афанасьев рассказывает о таком интересном способе в организации силовой проводки, как соединение двух и более аккумуляторных батарей через реле. Зачем это делать и как правильно реализовать такое подключение? Смотрите в видео! Если вам понравилось, комментируйте, делитесь роликом с друзьями!

Если у вас по каким-то причинам нет возможности посмотреть видео, ниже находится его текстовая версия:

Как соединить два аккумулятора через реле

Приветствую вас, друзья! Меня зовут Евгений Афанасьев. Это Школа Автозвука. Сегодня хочу рассказать о таком интересном способе в организации силовой проводки в автомобиле, как соединение двух и более аккумуляторных батарей через реле.

Рассмотрим схему, в которой у нас есть стартовая аккумуляторная батарея и дополнительная аккумуляторная батарея, обычно расположенная в багажнике, которая помогает питанию аудиосистемы. Как правило, они соединены проводом. Минусовой провод может быть подключён на кузов или напрямую, в данном случае это неважно. Плюсовой провод, разумеется, имеет предохранители, напоминаю вам об этом.

И что будет, если мы будем использовать реле в коммутации этого провода? Собственно, как устроено реле, я думаю, большинство из вас знает. Но на всякий случай объясню. Реле, это такой прибор (обычно четырёхконтактный), где есть силовая цепь, которую можно замыкать с помощью электромагнита, что приводится в действие неким слабым током.

Соответственно, если мы через эту катушку пустим ток, то есть подадим какой-то управляющий импульс, реле замкнётся и аккумуляторы соединятся. Зачем это нужно? Какой принцип? Давайте разберём. С помощью реле можно управлять соединением и разъединением двух и более аккумуляторных батарей.

Как это работает? При отсутствии напряжения на управляющем проводе реле разъединяет дополнительную батарею от стартовой. Если мы подадим напряжении на управляющий провод, батареи соединятся. То есть, соединится дополнительная батарея и стартовая. В чём же концепция этого решения? В том, что у нас организован независимый запас электроэнергии одной батареи от степени разряда другой, при выключенном реле.

Поэтому при истощении запаса одной батареи риск остаться без энергии другой батареи многократно снижен. Давайте рассмотрим примеры, чтобы было понятнее. Пример первый: если мы израсходуем энергию дополнительной аккумуляторной батареи, например, мы долго слушаем музыку на заглушенном автомобиле, то у нас сохранится возможность запустить двигатель со стартовой батареи. Потому что она в этот момент была отвязанной от стартовой, то есть, её никто не разряжал.

Соответственно, после того, как мы запустим двигатель, у нас начнёт работать генератор. И если мы снова соединим две аккумуляторные батареи, то генератор начнёт заряжать как стартовую аккумуляторную батарею, так и дополнительную.

Другой пример. В случае, если у нас разрядится стартовая аккумуляторная батарея, например, мы забыли выключить фары, габариты или другое оборудование. В этом случае мы также можем включить реле, каким-либо способом и, можно сказать, «прикурим» сами себя. То есть, «прикурим» стартовую батарею от дополнительной и также сможем завестись.

Когда мы запустим двигатель, генератор начнёт снова вырабатывать электроэнергию и будет заряжать обе батареи.

И есть ещё один вариант, в котором нам потребуется разъединять аккумуляторы. Существует такой миф (отчасти это правда), что когда мы устанавливаем в багажник дополнительную аккумуляторную батарею, она разрядит основную. Некоторые это ещё связывают с тем, что она может быть другого типа, например, если у нас стоит под капотом традиционная малосурьмянистая «батарейка», а в багажнике АГМ.

На самом деле такое может случится, но не потому что они разные. Дело в том, что в холодное время года сказывается тот факт, что аккумуляторная батарея может заряжаться только при положительной температуре, хотя бы от нуля градусов. Способность аккумулятора заряжаться при минусовых температурах кратно слабее, чем при положительных.

Стартовая батарея обычно расположена под капотом, она не за самую короткую, но тем не менее, за среднюю поездку успевает нагреться от двигателя и принять некоторый заряд. То есть, если поездки не слишком короткие, то стартовая аккумуляторная батарея, расположенная под капотом, успевает немного зарядиться.

Однако дополнительная батарея, если она расположена в багажнике, долгое время находится в холоде. И даже если это однообъёмный автомобиль, скажем хэтчбек либо универсал, то 10-20 килограммовая батарея, при той температуре, которая может быть в багажнике, будет прогреваться многократно медленнее, чем та, которая расположена рядом с горячим мотором.

Соответственно, дополнительная батарея у нас постоянно недозаряжается в холодное время года. И во время стоянки, если бы не было реле, недозаряженная «батарейка» будет вытягивать энергию из стартовой. Отсюда и родился миф, что одна другую разряжает. Действительно, так и происходит, но не потому что батареи разные, а потому что одна недозаряжена.

Если же у нас есть реле, которое во время стоянки развязывает эти батареи, то это явление сводится к минимуму.

Давайте рассмотрим, какие бывают реле для развязки двух и более аккумуляторных батарей. Начнём со Stinger. У этой компании есть целых три предложения: есть реле SGP32, на 200 А, есть SGP35, на 500 А. И есть ещё одно, которое на слайде не поместилось, слабенькое, ампер на 80.

В зависимости от логики включения и выключения реле, может быть достигнут разный результат. Давайте посмотрим, что нам предлагает компания Stinger. Согласно той схеме, которую компания выложила на сайте, предлагается управляющий провод просто подключить к зажиганию. Решение простое, но давайте рассмотрим его подробнее.

Здесь есть плюс. Он в том, что сделать это невероятно просто. Максимальная простота реализации. И как только зажигание будет включено, две батареи соединятся и стартер будет крутить сразу с двух аккумуляторных батарей. Если батареи исправны, то стартер будет крутиться с удвоенной силой. Ему будет крутиться очень весело.

Однако здесь есть и минус. Разумеется, он будет проявляться далеко не в каждой ситуации, однако его появление не исключено. В случае, если дополнительная аккумуляторная батарея глубоко разряжена, то в момент включения зажигания, когда у нас два аккумулятора соединятся, на заряд разряженной дополнительной батарейки пойдёт очень большой ток. Это могут быть десятки, сотни ампер, а то и больше.

Приведу пример. У меня есть дополнительная «батарейка» в багажнике, очень скромная. Её ёмкость порядка 33 А*ч. Однако если её полностью «высадить», то в первые мгновения, когда её подключаешь к основной бортсети, она потребляет 60 А. Представьте себе ситуацию, когда мы возьмём аккумуляторную батарею на 70 А*ч. Это может быть порядка 120 А.

Ни для кого не секрет, что зачастую у больших любителей автозвука в багажнике бывают батареи гораздо большей ёмкости, которые, чтобы восполнить заряд, способны брать очень и очень большой ток. Разумеется, если у нас в багажнике батарея очень большой ёмкости или целый набор аккумуляторных батарей, то и «посадить» его будет сложно. Однако это возможно.

Не исключено, что когда мы их «посадим», они попросят большой ток, когда подсоединяться к основной. И стартовой батареи тока может просто не хватить. Поэтому соединять две батареи попросту от зажигания, на мой взгляд, решение не самое лучшее, хотя и простое.

Но есть и выход из этой ситуации. Надо понимать, что это реле от Stinger — всего-навсего реле. Логика его работы нам не навязывается, а просто предлагается. Мы можем использовать стингеровское реле, как реле, а на управляющий провод подавать то, что мы хотим и когда мы хотим. Мы можем наладить какую-либо автоматику, о которой сейчас поговорим, либо попросту подключать вручную, тогда, когда примем решение, что нам это нужно сделать.

Если предыдущее решение можно было назвать простым, то для контраста надо рассмотреть решения, которое справедливо назвать слишком сложным. Дело в том, что некоторые автомобили, например, концерна Volkswagen (Touareg, Faeton, некоторые версии домов на колёсах), то же самое есть и у Мерседесов, с завода снабжаются двумя аккумуляторными батареями. Одну из которых называют сетевой, другую — стартовой.

Они также могут как соединяться, так и разъединятся через реле. Однако в этом случае всё реализовано максимально продумано, интелектуально, чтобы пользователь вообще не задумывался, что между ними происходит. Есть целых три реле, одно из них наиболее силовое, вот оно лежит, J581. Именно оно соединяет две аккумуляторные батареи.

Однако есть и два других реле, которые так или иначе их соединяют, но для других целей. Кому это интересно, можете подробно изучить этот вопрос. Это открытая информация, как это работает.

Вкратце схема такая: если у нас батарея заряжена и всё хорошо, то в тёплое время года пуск автомобиля происходит от стартовой батареи. От так называемой сетевой батареи у нас работает вся бортовая сеть на заглушенном автомобиле.

Для дома на колёсах это очень актуально, чтобы работал холодильник, свет и другие устройства. Если на улице низкая температура (ниже нуля градусов или ниже 10 °С, в зависимости от типа двигателя), то пуск происходит сразу с двух аккумуляторов. Но только в том случае, если автоматика убедилась, что обе батареи заряжены и с ними всё хорошо.

Если подкапотная АКБ «села», то пуск происходит с задней «батарейки». И наоборот, если задняя «села», то пуск идёт строго с передней. То есть передняя будет являться не только стартовой, но от неё будут питаться и все вспомогательные системы: бензонасос, блок управления двигателем и тому подобное.

Плюсы здесь очевидны, всё сделано круто, очень интелектуально и пользователю не надо ни о чём думать. В этих автомобилях даже нет вольтметра, до такой степени доведена автоматика. Минус в том, что если кто-то захочет реализовать подобное, то все эти электронные блоки управления с датчиками температуры и тому подобным будут довольно дорогостоящим решением. И достаточно сложным.

И встанет вопрос — а нужно ли это для наших с вами целей, для автозвука? Однако, даже если мы не собираемся реализовывать настолько сложную схему, само реле J581 может работать просто как реле. Оно может работать, как ранее рассмотренный Stinger. Вместо «стингера» можно взять штатное реле от Volkswagen.

Давайте мы с вами поищем наиболее оптимальный вариант логики работы реле, не от зажигания, а от чего-нибудь другого. Рассмотрим эту схему:

У нас снова есть силовое реле. Теперь вы знаете, что оно может быть «стингеровское», «фольксвагеновское», может быть от Мерседеса. Есть некоторые другие производители. И в любом случае у этого реле есть управляющий провод, на который просто нужно подать «плюс». Когда вы его подадите, тогда оно замкнётся.

Собственно, существует такая штука, как реле контроля напряжения. Оно выглядит, как обычное четырёхконтактное реле. Снаружи. Но, хотя это реле и выглядит просто, оно довольно интересное устройство. В нём есть автоматика, которая отслеживает входящее напряжение. При определённом напряжении реле может включаться, при определённом — выключаться.

Соответственно, включаясь и выключаясь, это маленькое реле уже может управлять большим силовым реле. Собственно, какая логика реле бывает, которая здесь рассмотрена? Производство фирмы «Энергомаш». Оно включается, когда напряжение больше 13,3 В, на протяжении дольше, чем 6 с.

Это однозначно сообщает реле, что автомобиль заведён и можно «батарейки» соединять. Стартер уже не должен работать в это время, разумеется. И у нас пойдёт подзарядка дополнительной аккумуляторной батареи. Выключение происходит, когда у нас напряжение меньше, чем 12,8 В, на протяжении 6 секунд. Такая вот логика работы.

Какие у нас есть плюсы? Это абсолютно уверенный запуск двигателя, независимо от разряда дополнительной аккумуляторной батареи. И в отличие от того, что нам предлагал Stinger, подключаясь к зажиганию, в момент включения зажигания и в момент, когда мы заводимся, у нас никакой проблемы не возникает, даже если задняя «батарейка» у нас посажена.

Ну, разумеется, приятно, что оно работает автоматически, что дополнительная «батарейка» включится сама. Что не нужно про это помнить, не нужно вводить какой-либо тумблер. Также приятным бонусом является то, что аудиосистема у нас не «затухает». Если мы питаем аудиосистему от дополнительной батареи, то в момент старта двигателя дополнительная батарея полностью отвязана от цепи старта. Таки образом музыка не «тухнет».

Разумеется, многие могут сказать, что у них и так музыка не «тухнет» в момент старта. Однако это будет лишь частностью. Потому что в зависимости от того, насколько разряжена та «батарейка», либо другая, насколько тяжело провернуть стартер, насколько долго вы заводились, будет зависеть, аудиосистема может «заглохнуть» или нет. У кого как получается.

В случае реализации той схемы, которую вы видите сейчас на слайде, аудиосистема точно не «затухнет» во время старта. Это очень удобно. У меня именно такая схема реализована. Я к ней привык и уже не представляю, чтобы у меня музыка «глохла» во время старта двигателя.

Минусов здесь практически нет. Единственный маленький минус в том, что может показаться, будто эта схема громоздкая. У нас к силовому реле добавилось ещё одно, к которому нужно вести провод. Его надо защищать предохранителем. Соответственно, чуть-чуть осложнилась коммутация.

Да, чуть не забыл, разумеется у нас есть и принудительное включение. Если мы поняли, что у нас стартовая батарея «села» и мы уверены, что задняя «батарейка» заряжена и способна нам помочь, то мы можем принудительно включить реле и «прикурить» самого себя. И выручить себя из беды таким образом.

Для тех, кто думает, что эти напряжения, 13,3 и 12,8 В на включение и выключение реле не подходят для его системы, например, некоторые считают, что напряжение в их системе на заглушенной машине гораздо больше, то существуют подобные реле, которые программируются пользователем.

Причём программируются без всяких «девайсов». Есть определённый алгоритм, который описан в инструкции. Вы можете запрограммировать включение и выключение реле на то напряжение, которое вы считаете нужным.

Ну и давайте рассмотрим наиболее оптимальное решение. То, что вы видите на экране, это тоже «энергомашевские устройства», так называемые УРА: УРА 200, УРА 300 и УРА 400. Это то же самое, что вы видели на предыдущем слайде. Это силовое реле, в которое уже добавлено реле контроля напряжения.

Собственно, названия говорят о максимальном токе. УРА 200, УРА 300, у него максимальный ток 300 А, номинальный порядка 200. И УРА 400, у которого максимальный ток 400 А и номинальный порядка 250 А. Кстати, кому покажется мало, знайте, что вы всегда можете поставить параллельно несколько реле.

Чем ещё УРА 400 отличается от УРА 200 и УРА 300, так это тем, что в нём есть выносные вольтметры. Вы можете сразу контролировать напряжение обеих аккумуляторных батарей. И также есть возможность программирование того напряжения, на котором вы бы хотели включать либо выключать реле.

На мой взгляд, плюсы этих устройств очевидны: это компактно, находится в одном корпусе, нам не нужно тянуть дополнительные провода, подключать дополнительные предохранители. Всё в одном устройстве и довольно таки качественно.

Например, я располагаю устройством УРА 300 уже несколько лет и никаких нареканий оно у меня пока не вызвало. И напоследок покажу, как всё это устроено в моей силовой проводке.

У меня тоже есть две аккумуляторные батареи. Одна под капотом, Bosch C6 AGM. И одна в багажнике, SoundQuest SQB2000, тоже AGM. Собственно, аудиосистема подключена от Sound Quest, а Bosch является стартовой. И между ними есть силовой провод, «нулёвочка», и в разрыв вставлено как раз это устройство развязки аккумуляторов, УРА 300.

На всякий случай повторю, какие у нас есть плюсы от такого решения.

  1. Во-первых, уверенный запуск двигателя независимо от разряда дополнительной аккумуляторной батареи. Даже если вы «услушались музыку так, что посадили дополнительную аккумуляторную «батарейку» в ноль, стартовая батарея у вас как новенькая, вы всегда заведётесь.

1+. Плюс к этому бонус. Напомню, что в зимний период дополнительная аккумуляторная батарейка заряжается медленно. За обычные городские пробеги оно попросту не успевает заряжаться, так как холодная, в отличие от подкапотной. И дополнительная батарея, из-за того, что она вечно недозаряженная, потихоньку бы вытягивала энергию из подкапотной, если бы не было реле.

  1. Приятно то, что работа реле автоматическая, а также, что аудиосистема не выключается во время пуска двигателя.
  2. Ну и при желании сохранить возможность принудительного соединения двух батарей, можно вывести провод. Он здесь предусмотрен, чтобы принудительно, с кнопки, включать две батареи. Я этой функцией не воспользовался, но если она кому-нибудь нужна, то пожалуйста, пользуйтесь.

Ну и напоследок фотография, как это примерно выглядит. Вот так у меня в багажнике установлено реле. На нём расположены шпильки М8, на которые обычным образом прикручиваются кабельные наконечники. Единственное, что остаётся, это заизолировать это место. Я вот такую крышечку сделал.

Если оно у вас расположено каким-то более скрытым образом, думаю, что можно обойтись и без крышечки, если до контактов невозможно дотянуться.

Ну и как в общем у меня это выглядит: приходит силовой провод из под капота, вот он здесь, приходит на реле. И от реле уже пошёл  в дополнительную аккумуляторную батарею.

Такое вот получилось короткое видео. Надеюсь, оно было вам интересно. Если так, ставим лайк, кто не подписался, подписываемся.

До новых встреч! С вами была Школа Автозвука.

 

 


НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!


Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!



Оставьте ваш комментарий

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , ,

comment closed


Copyright © 2011-2021 Школа Автозвука. Все права защищены. Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.
Запрещается полная или частичная публикация материалов без согласования с автором и без указания источника.
ООО "Юг Бизнес Сервис", ОГРН 1032600932748 Пользовательское соглашение