You are here: Home // Статьи и видео // Про качественный звук. Часть #2

Про качественный звук. Часть #2

Продолжение. Начало тут >>

С домашним звуком сравнили, теперь очень кратко сравним с автомобильным громким звуком а-ля «эстрадка».

  • Эстрадная акустика предназначена для прослушивания на большом расстоянии и озвучивании больших площадей. Вблизи её звучание по самой задумке производителей, не должно выделяться особенным качеством.

Возьмём для примера хороший концерт с качественным громким мощным звуком. Этот звук сосредоточен в самом зале, в то время как вблизи от колонок этот звук вряд ли можно назвать приятным. Одним словом эстрада хорошо работает в дальнем поле.

Лемми Килмистер, Motorhead. Попробуйте постоять рядом с такими колонками. Ничего хорошего в плане качества звука не будет.

 

Я не против автомобильной эстрады, но я понимаю только тот вариант, когда её слушают на улице, используя автомобиль, как передвижную концертную площадку. Слушать этот звук внутри салона совершенно нецелесообразно. Те, кто хочет хороший звук в салоне и хороший звук снаружи, стоят две раздельных системы: спереди – SQ, сзади – эстрада. Совместить в одной качества того и другого невозможно.

Но подчеркну — именно в ближнем поле. В дальнем поле настроить «эстраду» на хорошее звучание можно и даже нужно. Важно чтобы ситсема была правильная. Об этом ниже.

  • В 99% в автомобильной эстраде сильный провал по мидбасу, его просто нет! То есть саб играет до 60 Гц, среднечастотники играют с 200-250 Гц (в лучшем случае с 160 Гц), а между ними  — пропасть.

А ведь это самой драйвовый диапазон, в нём всё мясо! Отчасти этим и обусловлен выбор специфической музыки для демонстрации возможностей автомобильной эстрады – это глубокие басы и музыка, состоящая из средних и высоких частот, тогда провал не так заметен. Но попробуйте включить на такой системе, например, рок и всё станет ясно.

Басисту оторвали половину струн вместе с пальцами, барабанщику отрубили одну руку, вокалисту оторвали то место, которое придаёт голосу мужественность. Ну а главное, пропадает панч!

Те, кто думает, что с 200 Гц это панч – заблуждаются. 80-125 Гц – вот где он! Сходите на рок-концерт и сравните звучание с автомобильной эстрадкой, пусть даже не по громкости, а по самому звучанию и энергии и всё станет ясно. Единственный способ достичь подлинно-концертного звука из автомобиля –использовать как на концерте пятнадцатидюймовые мидбасы и разместить их в огромных ящиках, какие в дверях не помещаются.

Поэтому я и повторю, что действительно крутая эстрадка возможна не в виде громкого фронта, а в виде серьёзной системы на весь багажник, который займёт не только саб, но и мидбасы!

Вот такими колонками озвучивают большие площадки. Крупные мидбасы, и их много. Иначе получается не звук, а полная хрень

 

На соревнованиях мою машину часто слушают другие участники и зрители. Иногда слушали и эстрадчики и удивлялись, как с одной пары мидбасов может быть панча больше, чем с целой двери среднечастотников?

А ответ в вопросе: мидбасы это мидабсы, а среднечастотники это среднечастотники. И сделать то что могут мидбасы, среднечастотники просто не в состоянии.

О громкости Sound Quality.

SQ предназначен для прослушивания в машине, а не на улице, так что будем говорить о той громкости, что достаётся водителю. Если взять ту громкость, что бывает на рок-концертах, то мы увидим, что звуковое давление там не превосходит 130-135 дБ. Изредка может быть до 139-140 дБ.

Бывалые SPL-щики сейчас, наверное, смеются. Но подумайте что не надо сравнивать звук в салоне объёмом пару кубометров и звук в огромном зале. Поверьте, чтобы достичь такого давления в зале, используется аппаратура в 50-100-150 кВт. И помести такой саб в автомобиль, он тоже сможет выбить стекла, как все любят. Но почему же на концертах не принято делать ещё громче? Неужели нельзя ещё добавить мощности? Можно было бы, но не надо.

Сейчас объясню почему.

Наверное те же SPL-щики не раз смеялись над известной табличкой по громкости, что 130 дБ оглушает, 150 дБ убивает, а 160 дБ вызывает Сатану.

Вот такая таблица, над которой многие ржали

 

Но это всё правда, лишь с одной оговоркой. Разные частоты человек слышит с разной громкостью. Если мы говорим о средних частотах, особенно о верхней середине 2-4 кГц, на которых наш слух наиболее чувствителен, то выше 115-120 дБ действительно уже больно.

У американцев даже есть звуковое оружие для разгона неугодных демонстраций, где на частоте 2500 Гц и с громкостью «всего-то» 130 дБ люди загибаются от боли и затыкают уши. А вот басы человек действительно ощущает куда слабее.

И 130 дБ на басе – это просто громко, но приятно и не вызывает дискомфорта. Можно и больше, и 140 и 145 дБ человек стерпит. Давление выше хоть и действует на весь организм, но именно на сами уши давит не так сильно.А особо «размятые» товарищи относительно спокойно сидят в машине и при 160дб. Но это бас. На СЧ даже при 140дб может кровь из ушей пойти. И это не фигура речи :)

Итак, мы выяснили, что 115 дБ по средним частотам это предел. По басам предел гораздо выше, так почему бы в концертном звуке не сделать бас с громкостью 140-145-150 дБ? А тут уже работает психоакустика.

Есть эффект маскирования, когда громкий низкочастотный звук маскирует более высокочастотный. То есть, хоть мы и стерпим 140 дБ, но за такой басухой мы не расслышим все мидбасовые, среднечастотные и высокочастотные звуки. А сделать их громче мы тоже не можем – больно. Вот и выходит, что если мы хотим качественного звучания, чтобы слышать каждую деталь, и даже если мы хотим слушать громко, то по средним частотам мы упираемся в 115 дБ, а по басу мы не должны делать громче 130-135 дБ, чтобы не заглушить саму музыку.

И то 135 дБ это уже на грани, за которой фронт начнёт теряться, такая громкость может быть к месту только на очень басовитой музыке, где это входит в саму задумку звучания. Для нормальной же музыки 130-132 дБ по басу это оптимальный предел.

Подытожим всё вышесказанное:

  1. Задача SQ – передать звучание так качественно, как это возможно, как это сделал звукорежиссёр
  2. Автомобильный качественный звук имеет много преимуществ перед домашним звуком, хоть и не переигрывает его в абсолютном качестве.
  3. При прослушивании в машине, SQ звучит гораздо качественнее эстрадного звука, при этом громкость вполне соответствует громкости рок-концерта.
  4. Сделать качественный звук на «эстраде» можно, но это будет в дальнем поле, и надо грамотно подойти к вопросам проектирования и настройки системы.

Хорошего вам звука!

Евгений Афанасьев и Сергей Туманов.

Школа Автозвука.


НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!


Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!



Оставьте ваш комментарий

Tags: , , , ,

comment closed


Copyright © 2011-2017 Школа Автозвука. Все права защищены. Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.
Запрещается полная или частичная публикация материалов без согласования с автором и без указания источника.
ООО "Юг Бизнес Сервис", ОГРН 1032600932748 Пользовательское соглашение