You are here: Home // Статьи и видео // Подиумы для акустики

Подиумы для акустики

SONY DSCСлово ПОДИУМ происходит от Podium – возвышение. В автозвуке подиум – это посадочное место под динамик. Бывают подиумы внешние и внутренние.

Акустические подиумы  призваны выполнять несколько функций:

— создание посадочного места под динамик там, где его раньше не было,

— изменение посадочного места под динамики отличного от заводского типоразмера,

— придание динамику нужного направления,

— придание динамику необходимой жесткости установки,

Теперь обо всем по порядку.

Иногда необходимо  поставить динамики в те места, где завод-изготовитель автомобиля их не предусмотрел. В частности часто это применяется для установки среднечастотных (мидрейнджей) и высокочастотных (твитеров или пищалок). Отечественный автопром начисто отвергает у российского потребителя наличие хорошего музыкального вкуса, поэтому предусматривает штатные места только в передних дверях либо торпедо. Но там есть место только для коаксиальной акустики. Тем же, кто желает установить акустику компонентную, 2-х или 3-х полосную, предстоит выбор – либо установить твитеры используя  прилагающиеся к ним обоймы, либо изготовить подиумы, которые создадут установочные «штатные» места. При этом выполняется косметическая интеграция в общий дизайн салона автомобиля.

Вторая функция – изменение посадочного размера под динамики. Приведу пример, который известен очень многим. Авто – «десятое» семейство ВАЗ. В передних дверях штатные места предусматривают установку динамиков типоразмера 5.25” (13 см). Но многим этого кажется мало, хочется установить динамики большего размера, например 6,5 или даже 8 дюймов. Тогда на помощь приходят подиумы. Для акустики 6,5” можно сделать как внутренний, так и внешний подиум. Как выглядит внешний подиум наверное все представляют. В вот внутренний подиум представляет собой опорное кольцо, выполненное из толстой фанеры, MDF либо металла, жестко закрепленное к металлу двери. Оно установлено таким образом, чтобы при установке динамика штатная обшивка двери без проблем становилась на место, и в нем уже прорезано посадочное отверстие под необходимый динамик.  Эта процедура выполняется не только на отечественных автомобилях, но и на многих иномарках.

Третья функция – придания динамику нужного направления. Эта процедура необходима по причине того, что у любого динамика существует дисперсия (неравномерность) излучения. То есть, если попроще, то звук различается, когда слушаешь динамик находясь к нему лицом и под различными углами к оси излучения. Что лучше, а что хуже, зависит от множества факторов и выясняется экспериментальным путем, то есть ищешь направление: крутишь динамики до тех пор, пока звучание не приобретает нужный характер. И уже затем окончательно изготавливаешь подиум.

Теперь о жесткости. Об этом мы уже говорили неоднократно, но тут не грех и повториться. Динамик — это по сути поршень. Диффузор совершает колебательные движения, уплотняет воздух перед собой, тем самым создает звуковые волны. Это ясно и понятно. Но надо учитывать еще тот факт, что динамик еще и реактивная система. Это проистекает из 3-го закона Ньютона – на каждое действие существует равное ему, но противоположное по знаку противодействие. То есть, в случае нежесткого крепления динамика, он вместо того, чтобы уплотнять воздух, начинает сам совершать колебательные движения на опоре. Таким образом, звук становится рыхлым, вялым, не приятным.

Давайте теперь посмотрим на разобранную дверь. Что она собой представляет? Правильно, формованный металл непредсказуемой конфигурации. А если потрусить его руками, то увидишь, что жесткости не и в помине – металл легко гнется. Как тут ставить динамики? На помощь придет подиум. Он придаст двери необходимую жесткость в области посадки динамика и позволит зазвучать динамикам так, как они должны звучать.

Теперь несколько слов о том, какими должны быть подиумы. Я не буду говорить о их форме, дизайне и отделке. Тут каждый мастер видит проблему по-своему, и это правильно. Главное чтобы клиенту нравилось. Я хочу обратить внимание на другую характеристику подиумов – их жесткость и прочность.

Мне в своей практике часто приходится сталкиваться с подиумами, сделанными из тонюсенькой, 5-6 мм фанеры, на которую прикручено ориентированное колечко из такой же фанеры. А пустоты всей этой конструкции залиты монтажной пеной. Акустика установленная на такой подиум звучать не будет. Почему? Нет жесткости, я легко сломаю такой подиум руками, просто промну пальцами. И дело тут не в пене – для придания необходимой формы возможно применение различных технологий, в том числе и пен, композитных материалов, пластилина и т.д. Но только в том случае, если это именно для придания формы, а каркас конструкции очень жесткий. Но когда опорное кольцо висит на пене или в лучшем случае сделано несколько тоненьких подкладок – это преступление против автозвука!

Так что при покупке подиумов обращайте внимание из чего он сделан, помните его пальцами, попытайтесь испытать его на изгиб – подиум должен выдержать все эти издевательства. Если же заметны деформации – не покупайте, зря выбросите деньги.

Теперь о том, где можно приобрести подиумы.

Что касается подиумов под мидбасы, то они зачастую продаются в специализированных автозвуковых магазинах. Все остальное в магазинах не продается. Подиумы под СЧ и ВЧ изготавливаются в установочных студиях по индивидуальному заказу.

 

С уважением, Сергей Smoke Туманов


НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!


Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!



Оставьте ваш комментарий

comment closed


Copyright © 2011-2017 Школа Автозвука. Все права защищены. Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.
Запрещается полная или частичная публикация материалов без согласования с автором и без указания источника.
ООО "Юг Бизнес Сервис", ОГРН 1032600932748 Пользовательское соглашение